воскресенье, 23 декабря 2012 г.

В ПОМОЩЬ ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛ.

Право – система  обязательных  правил  поведения, санкционированных  государством и  выраженных  в  определённых  нормах.
Право  от  лат. «
justitia» - правда, справедливость, ибо  понималось в древности как  искусство  творить  доброе  и  справедливое.

Личные права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. - право на жизнь;
- право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность;
- право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
- право на защиту чести и доброго имени;
- право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;
- право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться;
- право на судебную защиту и правосудие;
- право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира;
- свобода мысли, совести и религии;
- свобода слова и иного выражения;
- право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком;
Экономические права и свободы:
совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К экономическим правам и свободам относятся:
- право частной собственности;
- право наследования;
- свобода предпринимательской деятельности;
- свобода труда;
- право на забастовку;
- право на участие в управлении предприятием.
Политические права:
   группа основных конституционных прав и свобод граждан, предоставляющая гражданам государства возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы охватывают:
- право на участие в управлении обществом и государством;
- избирательные права;
- право на объединение;
- свободу собраний и манифестаций;
- свободу информации;
- право петиций.
Социальные права:
   совокупность конституционных прав человека, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся:
- право на социальное обеспечение;
- право на образование;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на жилище;
- особые права детей и права инвалидов.
Культурные права:
   особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся:
- право на образование;
- свобода преподавания;
- свобода творчества;
- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;
- право на доступ к культурным ценностям.

ПОД ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ ПОНИМАЕТСЯ  ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ  СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ  И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ  ДЛЯ НАИБОЛЕЕ  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО СВЯЗЫВАНИЯ  С ПОМОЩЬЮ ПРАВА  МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ   ОГРАЖДЕНИЯ  ЕГО ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ  ВЛАСТЬ  ИМУЩИХ


41 ГОСУДАРСТВО
Государство – форма организации власти. Первые государства возникли в долинах рек Нила (Египет), Евфрата (Вавилонское царство), Инда (Древнеиндийская цивилизация), Янцзы (Древнекитайская цивилизация). Причины возникновения государства: потребность в централизованном руководстве: необходимость объединения больших масс людей для важных целей (ведения войн или проведения ирригационных работ). Наука предлагает несколько теорий возникновения государства: патриархальная теория (от лат. «патер» – отец) возникла в античной Греции. Греческий философ Аристотель сравнивал государство с семьей, где глава-правитель сравнивался с главой семьи – отцом. Политика в этой теории – «искусство управления людьми»: • теологическая концепция приписывала государству и власти божественный характер. Правитель – ставленник божий на земле. Поэтому государство должно строиться на положениях религии. Такой подход можно встретить в трудах средневековых философов и богословов (Ф. Аквинский); • договорная теориятрактовала государство как объединение людей на основе общественного договора (Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк). Функции государства заключались в защите естественных прав людей (права на собственность, безопасность, на труд); • теория насилия рассматривала государство как орган подчинения (Л. Каутский, М. Вебер). В этой теории политика обозначала стремление к власти ради нее самой. Власть – средство подчинения людей; • в органической (биологической) теории государство сравнивалось с организмом человека: голова – это правительство, кровообращение – налоги, армия – руки, и т. д.; • материалистическая концепция понимала государство как орудие эксплуатации. Основоположники этой теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин определяли политику как средство угнетения бедных богатыми. Власть была нужна для господства одного класса над другим.
Признаки государства: власть над обществом, аппарат управления (государственные чиновники) и принуждения (армия, полиция), территориальное деление (административные единицы: края, области, республики), налоги и деньги. В современных государствах также есть следующие признаки: суверенитет – верховенство государственной власти и независимость от других государств; право на законотворчество (издание законов).
Функции государства: экономическая – ведение экономической политики, формирование государственного бюджета, управление ценами, сбором налогов и расходами на нужды государства; социальная – защита населения, обеспечение здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования; идеологическая – регулирование общественных идей и пропаганда моральных ценностей и правовой культуры; охранительная – охрана государства от внешней угрозы (содержание армии, разведки), охрана прав граждан, охрана законности и порядка в стране, охрана экологии, защита государственных интересов; регулятивная – регулирование общественных отношений, экономических, политических и духовных процессов.

42 ПОЛИТИКА
Политика (от греч. полис – государство) – искусство управлять государством. Наука предлагает разные определения политики. Политика – это:
• сфера жизни общества, связанная с распределением и осуществлением власти;
• деятельность по регулированию отношения между социальными группами в процессе управления государством;
• политическая деятельность партий или отдельных людей для реализации важных интересов с помощью политической власти или борьбы за власть;
• стремление к власти или к оказанию влияния на распределение власти;
• политические убеждения, принципы и идеи;
• совокупность политических наук.
Политика бывает внутренней (ориентированной на решение внутренних задач) и внешней (международной).

43. ВЛАСТЬ
Власть – способность и возможность осуществлять свою волю или волю общества. Власть подразумевает управление людьми при помощи каких-либо средств. Признаки власти: наличие лидера (руководителя) и подчиняющихся; проявление воли лидера в форме приказов; введение санкций – наказаний за неподчинение приказам; всеобщее подчинение воле лидера. Формы передачи власти: наследственная (переход власти по наследству, например после смерти или отказа от трона монарха), конституционная (с помощью законных выборов, например выборы президента), насильственная (захват власти).
Политическая власть – власть одной группы людей над другой. Политическая власть является обязательной и принудительной для всех членов общества. С помощью законов общество принуждается выполнять распоряжения власти. Виды политической власти: законодательная (издание законов), исполнительная (исполнение законов), судебная (наказания за неисполнение законов).
Политическая система – комплекс следующих структур: государство и его взаимодействие с политическими организациями. Политическая система – механизм управления обществом и осуществления власти. Власть реализуется с помощью политической системы. В зависимости от политического режима выделяют виды политических систем: тоталитарные, авторитарные, демократические. Функции политической системы: определение целей и путей развития общества; определение интересов участников политического процесса; мобилизация и организация обществ по исполнению целей и задач; распределение ресурсов и денежных средств; разработка законов и контроль за их исполнением; обеспечение стабильности и безопасности общества; приобщение граждан к политике (участию в выборах).
Элементы политической системы – части, из которых состоит политическая система: государство, политические организации (политические партии и движения), общественные организации (профсоюзы, религиозные организации и др.), политические нормы (закон), политические взгляды и традиционные политические отношения. Политические отношения – отношения между людьми в процессе политической деятельности; отношения между государством и обществом, Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

44. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:
• монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха);конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая(законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская(власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;
• республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. Впарламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.
Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:
• унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;
• федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная.Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации.Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;
• конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.
Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; • антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.
между партиями, классами и социальными слоями.

Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью какого-либо средства (авторитета, права, насилия и т. д.); господство, которое обеспечивает выполнение приказа; способность реализовывать намеченные цели, согласовывать противоречивые интересы, подчинять их единой воле с помощью убеждения или принуждения.

§  Политическая власть характеризуется законным использованием силы через специальные государственные органы принуждения; обязательностью решений для всех граждан, публичностью; наличием центра принятия важнейших решений.
§  Экономическая власть основывается на использовании материальных ценностей, в качестве которых в первую очередь выступают деньги, а также движимое и недвижимое имущество.
§  Социальная власть — установление повиновения с помощью повышения или понижения социального положения людей — статусов, должностей, льгот, привилегий, места в социальной иерархии.
§  Принудительная власть опирается на силу, физическое принуждение. Она может быть установлена не только в государстве, но и семье, преступной группировке, молодежной компании.
§  Информационная власть может обеспечивать повиновение через использование средств массовой информации, которые нередко называют «четвертой властью».
§  Теневая власть не имеет публичного характера, ее главной характеристикой является скрытое правление, при котором государственные органы тайно передают свои полномочия определенным лицам или группам, не имеющим для ее осуществления прав.

РЕСПУБЛИКА
Парламентская
президентская
смешанная
Президент избирается Парламентом.
Правительство формируют партии, получившие большинство голосов при выборах в парламент
Президент – глава государства, правительства, избирается всем населением. Президент формирует ответственное перед ним правительство.
Сильная президентская власть. Контроль парламента.
Государственный аппарат – система государственных органов, при помощи которых государство осуществляет свои функции. Принципы (основные идеи) деятельности государственного аппарата: принцип соблюдения интересов граждан страны; принцип демократизма (власти народа); принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть; принцип гласности (открытости); принцип законности (соблюдения законов государственным аппаратом).
Разделение властей – разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами – три ветви власти. Идея о разделении властей возникла еще в Древней Греции в философии Аристотеля. Наиболее полно эта идея была представлена в трудах французского просветителя Шарля-Луи Монтескье. Он считал, что такое разделение необходимо, чтобы люди не злоупотребляли властью.
Цели разделения трех ветвей власти: избежать злоупотреблений властью, не допустить произвол и беззаконие, диктатуру или тоталитарный режим, сделать политику более эффективной. Разделение властей позволяет избежать узурпации власти каким-либо человеком, классом или группой. Диктатура – антидемократическое правление, узурпация и централизация власти, ее неподконтрольность закону. Тоталитарный режим – антидемократический политический режим, при котором вся власть находится в одних руках, господствуют плановая экономика, ущемление прав и свобод граждан, тоталитарная идеология (коммунизм, фашизм), массовый террор и тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.
Государственные органы – части государственного аппарата, физические лица или организации. Государственные органы выполняют функции государства, они наделены властью, действуют в рамках законов. Компетенция государственных органов – это объем их обязанностей и полномочий в рамках закона. Виды государственных органов: законодательные (парламент), исполнительные (президент, правительство, местные власти) и судебные (суды и судьи).
Государство осуществляет три вида деятельности: издает законы, исполняет их и осуществляет правосудие. Законодательная власть – право государства издавать законы. В зависимости от формы государства законотворчеством занимается парламент – законодательный орган государства. Он может быть двухпалатный и однопалатный. Например, в России Парламент двухпалатный – Федеральное Собрание состоит из Думы и Совета Федерации.
Исполнительная власть – государственные органы, которые исполняют законы и распоряжения законодательной власти. Государственные органы исполнительной власти делятся на два уровня: высший государственный уровень (президент и правительство) и низший уровень (исполнительные органы на местах: администрация и главы республик, краев, городов).
Судебная власть – осуществление правосудия органами государственной власти. Судебная система необходима государству для обеспечения выполнения законов, наказания за преступление законов и предупреждение преступлений.

45. ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ
Демократия – это власть народа. Демократия – это политический режим, который основан на власти народа, власти для народа и от имени народа. Демократия появляется, когда: стабильность и высокий уровень развития общества позволяют соблюдать принципы демократии; существует высокая степень развития политической культуры и политической активности населения; государство признает права и свободы граждан.
Признаки (принципы) современной демократии:
• демократия опирается на идеи свободы, равенства и справедливости. Гарантирована защита прав и свобод государством, признается верховенство закона над всеми гражданами;
• народ признается источником власти. Власть осуществляется для народа и от имени народа; принцип равноправия всех граждан, т. е. равные возможности для участия в политической жизни;
• принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Большое влияние на общество оказывает власть интеллекта и власть средств массовой информации (СМИ);
• принцип оппозиции. Граждане могут противостоять власти: организовывать оппозиционные партии, агитировать и популяризировать свои взгляды;
• принцип политического плюрализма. Плюрализм (от лат. множество) допускает множество различных позиций и мнений в условиях политического единства общества;
• принцип гласности и выборности. Гласность – открытость и подконтрольность действий государства и государственных органов. Выборность – граждане могут участвовать в выборах на основе всеобщего, прямого, равного голосования.
Ценности демократии – это человек, его жизнь, честь, достоинство, личная неприкосновенность, свобода, его права. Высшей ценностью демократии являетсячеловек, его права и свободы. Права и обязанности бывают: уполномочивающие (право на труд, на отдых, на образование); обязывающие (гражданские и трудовые обязанности); запрещающие. Институты демократии – формы демократии, с помощью которых реализуются ценности и принципы демократии: выборность государственных органов и главы государства; их ответственность и подотчетность перед избирателями; сменяемость после истечения срока полномочий.
Выборы – избирательный процесс. В результате выборов народ голосует за кандидатов в выборные государственные органы (Государственную Думу, на пост Президента). Избранные в результате выборов кандидаты должны осуществлять волю народа и способствовать благоденствию страны и общества.
Избирательное право – право всех граждан (с 18 лет) участвовать в выборах независимо от их пола, расы, национальности и вероисповедания. Не могут участвовать в выборах лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, или граждане, признанные недееспособными. Политическая активность – участие граждан в политической жизни (в партиях, в выборах, референдуме). Важным достижением демократии является референдум – голосование всего населения страны за принятие важнейших законов.

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.
Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество (государство), а человек; свободы и права человека – важнейшая ценность общества; не человек служит государству, а оно ему. Граждане имеют право создавать различные объединения и ассоциации: профессиональные и производственные (фирмы, торговые организации); социально-культурные (семья, СМИ, творческие союзы); политические партии и движения.
Гражданское общество и правовое государство – две разные сферы жизни общества, которые противоречат друг другу. Гражданское общество – сфера самопроявления людей вне политики, т. е. государство напрямую не вмешивается в деятельность и отношения граждан. В таком обществе важны частные интересы, индивидуальный выбор, самостоятельность, полноправие и свобода деятельности.
Правовое государство – государство, в котором важнейшей ценностью являются права граждан. Признаки правового государства – верховенство закона, которому подчиняются все (граждане и государство); охрана прав и свобод людей; выполнение обязанностей государства перед гражданами (защита, охрана, управление экономикой, политикой и т. д.; ответственность граждан по выполнению законов; высокий уровень понимания своих прав и обязанностей личностью.
Политическая партия (от лат. часть) – политическая организация, которая борется за власть или участие во власти. Существует несколько пониманий термина «партия»: партия как группа людей (политический клуб); как организация наиболее активной части общества; как структура, которая выражает интересы классов и социальных групп. Признаки партии: наличие лидеров и рядовых участников, наличие общей цели и программы, участие в борьбе за политическую власть, наличие устава (письменных норм и правил).
Классификация партий. В зависимости от места в системе власти различают: правящие партии и оппозиционные партии (легальные или нелегальные партии). По характеру партийной идеологии выделяют: правые (консервативные или праворадикальные: фашизм, неофашизм); центристские (либеральные, реформистские) и левые (радикальные, коммунистические, социалистические, анархические) партии.
Функции партий:
 политическая – овладение властью для реализации своей политической программы, например проведения реформ в интересах определенных социальных слоев;
• идеологическая – разработка идей и попытка повлиять на идеологию общества, сделать идеи партии общепопулярными. Эта функция реализуется через политическую агитацию в средствах массовой информации (в прессе, радио и телевидении);
• социальная – представление интересов социальных групп.

47. ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Право – совокупность норм и законов, которые устанавливаются законом и общеобязательны для всех граждан. Эти нормы регулируют общественные отношения путем установления взаимных прав и обязанностей участников.
Признаки права:
• нормативность – законы являются нормой поведения человека;
• общеобязательность – требования обязательны для исполнения всеми;
• определенность – четкость и ясность законов;
• формальность и властный характер права – строгая процедура исполнения и наказания. Законы базируются на власти государства;
• принудительность – принуждение человека к исполнению законов под страхом наказания, санкций или исходя из правовой сознательности;
• многократность применения – законы исполняются неограниченное количество раз, до тех пор пока их не отменят или не издадут новые.
Функции права: воспитательная – правовое воздействие на общественные отношения. Право воспитывает уважение к законам и устанавливает границы поведения людей по отношению друг к другу; коммуникативная (от лат. связывание, обобщающее) – регулирует отношения и связи между гражданами, устанавливает права и обязанности лиц, организаций, фирм; охранительная – законы охраняют права граждан, их жизнь и собственность; оценочная – нормы права оценивают действия человека как законопослушные или преступные.
Нормы права (нормативно-правовые акты) – это установленные государством законы. Норма права регулирует поведение людей и общественные отношения. Она защищается государством с помощью санкций – наказаний. Источники права – источники законов и формы их выражения:
• законы – государственные акты, официальные документы, которые обязательны для исполнения;
• правовые обычаи и договоры – обычаи людей в применении законов; подписание сторонами-партнерами договоров и соглашений (например, договор по бизнесу);
• судебные прецеденты – придание законной силы решению суда. Это решение (прецедент) рассматривается как образец и шаблон при решении аналогичных судебных дел. Прецеденты существуют в праве США и Великобритании.
Система российского права включает, в частности, следующие отрасли права, каждая из которых регулирует определенные сферы жизни общества: конституционное право– закрепляет основы государственного строя. Его источник – Конституция РФ;
• административное право – регулирует деятельность государственных органов, следит за их законностью; • гражданское право – регулирует имущественные отношения граждан; • семейное право – следит за личными и имущественными отношениями в семье; • трудовое право – регламентирует трудовые отношения работников и работодателей; • уголовное право – устанавливает санкции, т. е. меры наказания за преступления; • финансовое право – регулирует финансы (банки, налоги).




Комментариев нет:

Отправить комментарий